Продовольственный ритейл

Рынок розничной торговли Беларуси демонстрирует высокие темпы роста на протяжении последних нескольких лет. Основным драйвером в 2021 году являлся рост проникновения современных форматов торговли (СФТ) продуктами питания. При этом, как свидетельствуют данные 2020 – 2021 годов, продовольственный рынок Беларуси показал себя наименее подверженным влиянию пандемии COVID-19 и другим кризисным явлениям.

Вместе с тем проникновение современных форматов торговли, которое по итогам 2021 года достигло 54%, остаётся на структурно невысоком уровне в сравнении с другими развивающимися и развитыми странами. С другой стороны, низкий уровень проникновения СФТ подтверждает потенциал их развития на рынке Беларуси.

Евроторг является абсолютным лидером продовольственного ритейла с 19% долей рынка розничной торговли продуктами питания в Беларуси в 2021 году. На рынке современных форматов торговли доля Компании составляет более 34%, что превышает результат ближайшего конкурента в ~4 раза и превосходит совокупную долю ближайших четырех игроков. Евроторг также удерживает лидерство по географическому покрытию, присутствуя в более чем 180 населенных пунктах, где не представлены другие игроки современных форматов торговли.

Компания управляет мультиформатной сетью: от продуктовых магазинов «у дома» до супермаркетов и гипермаркетов под четырьмя баннерами: «Евроопт», «Хит!», «Грошык» и «Euroopt Prime». Большинство магазинов представлены в формате «у дома» под баннером «Евроопт», формат дискаунтеров под баннером «Хит!» развивается с 2019 года, под баннером «Грошык» – с 2020 года. Магазины формата Prime открываются точечно только в крупных торговых центрах столицы.

Ключевыми для Компании в настоящий момент являются магазины малого формата, на развитии которых Евроторг сфокусирован с 2017 года. Количество магазинов данного формата в городах и сельской местности на конец марта 2022 года составило 879 объектов, а их суммарная доля в торговых площадях – 45%. При этом по итогам 1-го квартала 2022 года на магазины формата «у дома» приходилось более 54% розничной выручки продовольственных магазинов.

В локациях с высокой конкуренцией, где зоны охвата покупателей не хватает для стандартных магазинов «Евроопт», Компания развивает форматы дискаунтеров: мягкий дискаунтер под баннером «Хит!» и жесткий дискаунтер под баннером «Грошык». Суммарная доля дискаунтеров в торговой площади на конец 1-го квартала 2022 года составила 21%, а доля в розничной выручке продовольственных магазинов – 29,4%.

С целью дифференциации предложения для покупателей Компания открывает магазины формата Prime, ассортимент которых по сравнению с магазинами других форматов расширен за счет премиальных брендов и продуктов здорового питания. По итогам 1-го квартала 2022 года доля данных магазинов в торговой площади составила 2%, а доля в розничной выручке – 1,6%.

Портфель из различных форматов позволяет Евроторгу открывать магазины в соответствии с размерами населенных пунктов, количеством потенциальных покупателей, их запросами и предпочтениями. Как мультиформатный ритейлер, Компания наилучшим образом удовлетворяет все потребности покупателей: от ежедневных походов в магазин до плана большой закупки впрок.